Республиканская детская газета "Класс!"
Главная страница О нас Архив Обратная связь
Разделы




Mustaqil bosma OAV va axborot agentliklarini qo`llab-quvvatlash va rivojlantirish jamoat fondi

погода


Klass

Hosting by UZINFOCOM

"Класс!"ные странички

16 Сентябрь 2024 15:55
ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ (38)

Недавно в школе № 298 Алмазарского района столицы состоялась пресс-конференция, посвящённая итогам работы Министерства дошкольного и школьного образования и важным реформам в системе. Министр дошкольного и школьного образования Хилола Уктамовна Умарова, её заместители и ответственные сотрудники ведомства ответили на актуальные вопросы.

Выбор школы № 298 для проведения пресс-конференции не случаен: это первое учебное заведение в стране с доступной и безопасной инклюзивной инфраструктурой. Но обо всём по порядку.

Школа для всех и каждого

 

Проект по формированию инклюзивной безбарьерной среды и равных возможностей для детей с особыми нуждами реализуется согласно Концепции развития системы народного образования до 2030 года. Его инициаторами выступили Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Фонд Zamin. Школу № 298 выбрали в качестве экспериментальной. Здесь созданы все условия для полноценного обучения и интеграции детей с инвалидностью.

При входе в школу установлены пандусы, а внутри здания – лифт для удобства маломобильных учащихся. На первом этаже оборудован специальный санузел. При необходимости можно вызвать персонал, нажав специальную кнопку. Коридоры, учебные кабинеты, столовая, спортивный зал, медицинский пункт, двор школы адаптированы для детей с особыми нуждами. Для слабовидящих и незрячих ребят уложена тактильная плитка с разметкой.

В первом классе обучаются четверо детей с особыми образовательными потребностями. Трое из них – в классе Муборак Яхъяевны Азизовой. «С малышами уже начались занятия, и идёт процесс адаптации, – говорит классный руководитель. – Им требуется больше внимания, времени и, что особенно важно, – поддержка для улучшения настроения. Во время урока ребята рисуют, пишут, читают и раскрашивают. Думаю, такая система в будущем даст хороший результат».

Дилфуза Пирнафасовна Абдуллаева, наставник другого первого класса, также рассказала о своём опыте: «В моём классе один ученик с особыми образовательными потребностями, и он постепенно привыкает к ребятам. Понимает обращённую к нему речь и отвечает на вопросы короткими фразами. Ребёнок посещает занятия в сопровождении тьютора, и адаптационный период проходит хорошо». 

Как отмечено на пресс-конференции, в Узбекистане число общеобразовательных школ, доступных для детей с инвалидностью, к 2025 году должно составить не менее 51 %. Это предусмотрено постановлением  «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями».

 

Важная тема – профориентация

 

Кроме инклюзивного образования, школа № 298 выбрана для реализации программы профориентации.

«В каждом районе была отобрана одна школа, на базе которой ребята обучаются востребованным профессиям, – говорит заведующий отделом психолого-педагогической диагностики Ташкентского городского управления дошкольного и школьного образования Сожида Саиджоновна Сайфуллаева. – В Алмазарском районе этой школой стала наша ­298-я. Сегодня учащиеся 10–11-х классов под руководством Мактубы Рахманжоновны Пулатовой обучаются швейному делу. В школе оборудована швейная мастерская, где есть всё необходимое. За время обучения ребята осваивают пошив женской, детской одежды, нарядов в национальном стиле. Это востребованная специальность, которая обязательно пригодится учащимся в будущем».

 

Есть чем гордиться

 

На пресс-конференции рассматривались и другие вопросы, связанные с развитием школьного образования, повышением квалификации учителей и их социальной поддержкой. Как было отмечено, сегодня около миллиона педагогов обучают более 8,7 миллиона учащихся. В стране действуют более 10 тысяч школ и свыше 37 тысяч дошкольных образовательных учреждений.

Также подведены итоги работы по созданию и дальнейшему совершенству школьных учебников. За прошедший период создано 153 новых наименований учебников, в том числе локализованы учебные пособия по естественным на­укам и математике для учащихся 5–7-х классов. Работа велась совместно с издательствами Star Publishing и Marshall Cavendish. Для выявления ошибок в учебниках и предотвращения их появления в дальнейшем проведена системная работа совместно с рядом высших учебных заведений и институтов Академии наук Республики Узбекистан.

В первой половине текущего года более 262 тысяч руководящих и педагогических работников системы дошкольного и школьного образования прошли курсы повышения квалификации. 138 педагогов направлены на стажировку и повышение квалификации за границу (во Францию, Китай, Турцию, Беларусь и Россию).

Что касается школьных отметок, благодаря внедрению в прошлом учебном году новой системы оценок успеваемость 500 школьников увеличилась на 6 %. В 2024/2025 учебном году планируется внедрить эту систему ещё в 1000 школах.

На конференции также отмечено, что в 2023/2024 учебном году Президентские школы стали официальными центрами для проведения международных сертификационных экзаменов SAT. Международные сертификаты по математике и английскому языку получили 67 % выпускников этих школ.

Ещё один повод для гордости: количество медалей, завоёванных узбекистанскими школьниками на престижных региональных и международных предметных олимпиадах, за последние годы увеличилось в 2,7 раза (с 45 до 121).

 

Про олимпиады и школьную форму

 

Также в ходе пресс-конференции представители СМИ задали ряд вопросов, касающихся поощрения победителей международных предметных олимпиад, школьной формы.

По поводу формы разъяснено, что в соответствии с «Усовершенствованными типовыми правилами этикета обще­образовательных учреждений», утверждёнными Министерством дошкольного и школьного образования, в каждой школе страны приняты свои правила по этому поводу.

Что касается поощрения победителей олимпиад, если раньше они получали льготы при поступлении в высшие учебные заведения, то постановлением Президента с 2019 года введена новая система поощрения. Согласно ей обладатели золотых медалей, занявшие первые места на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии и информатики, награждаются единовременной денежной премией в размере 500 базовых расчётных величин (БРВ). Серебряные призёры – в 300 БРВ, бронзовые – в 200 БРВ.

Как отметила в заключение министр дошкольного и школьного образования Хилола Уктамовна Умарова, развитие системы образования является ключевым направлением государственной политики, а высокие результаты – следствием успешных реформ в данном направлении.

 

Лаура ЖУМАНИЯЗОВА, побывавшая в школе с новыми технологиями.