Республиканская детская газета "Класс!"
Главная страница О нас Архив Обратная связь
Разделы




Mustaqil bosma OAV va axborot agentliklarini qo`llab-quvvatlash va rivojlantirish jamoat fondi

погода



Hosting by UZINFOCOM

"Класс!"ные странички

23 Апрель 2025 16:31
КРУЖКОВАЯ РАБОТА: ШАГ ЗА ПРЕДЕЛЫ УЧЕБНИКА (15)

В современных условиях перед начальной школой стоит задача не только передавать знания, но и формировать у младших школьников ключевые навыки, необходимые для успешной социализации: самостоятельность, инициативность, коммуникативные и творческие способности. Одним из эффективных средств достижения этих целей является организация кружковой работы.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования подчёркивает необходимость развития творческого потенциала ребёнка, что важно как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Кружок как форма внеурочной работы предоставляет уникальные возможности для реализации этих задач.

Кружковая деятельность способствует:

 

развитию познавательных интересов и творческих способностей;

углублению и расширению знаний, полученных на уроках;

формированию практических навыков и коммуникативного опыта;

воспитанию самостоятельности и инициативности у детей;

созданию условий для личностного и профессионального самоопределения.

Особое место в системе школьного образования занимает предмет «Русский язык». Он служит не только объектом изучения, но и универсальным средством обучения. Русский язык участвует в формировании мышления, способствует усвоению знаний по другим предметам, а в будущем − овладению профессией. Тем важнее создание условий, при которых дети смогут развивать языковые навыки в доступной и увлекательной форме.

Во внеурочной деятельности именно кружок способен восполнить пробелы, вызванные ограничениями учебной программы. В условиях жёсткого регламента уроков не всегда удаётся ответить на многочисленные вопросы детей, раскрыть им богатство языка. Кружковые занятия становятся логическим продолжением уроков, углубляя и расширяя их содержание.

Кружковая работа по русскому языку не регламентирована единой программой, что позволяет учителю самостоятельно определять тематику и структуру занятий, исходя из особенностей конкретного класса. Тем не менее занятия должны быть тесно связаны с основным учебным материалом и со­ответствовать целям образовательной программы.

На практике кружковые занятия часто строятся на развитии речи. Работа ведётся над словарным запасом, конструированием предложений, связной устной и письменной речью. Занятия организуются комплексно, с учётом возрастных особенностей:

в 1-м классе акцент делается на звуковой стороне слова и тематической группировке слов;

во 2-м классе основное внимание уделяется изучению многозначности слова, а также словам-синонимам и антонимам;

в 3–4-м классах дети знакомятся с происхождением слов, учатся выбирать точные и выразительные слова для построения высказываний, избегать однообразия в речи.

Важнейший принцип кружковой работы − занимательность. Она помогает вызвать у детей искренний интерес к языку. Для этого используются дидактические игры, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, инсценировки, грамматические сказки. Однако игровая составляющая не должна превращаться в развлечение ради развлечения: она служит педагогической цели и поддерживает общий замысел занятия.

Учитель сам определяет продолжительность и последовательность тем, форму проведения занятий, распределение ролей между участниками. Оценивание проводится не по традиционной пятибалльной шкале, а через словесное поощрение и поддержку, что особенно важно для младших школьников.

Кроме того, с учётом современных реалий − снижения общей языковой культуры, разрушения норм литературного языка − необходимо усилить аспект речевой культуры в кружковой работе. Обучение должно способствовать формированию культурной личности, умеющей ясно и грамотно выражать мысли в устной и письменной форме, соблюдающей этические нормы общения.

Таким образом, кружковая работа по русскому языку в начальной школе − важный ресурс, способствующий не только расширению знаний, но и формированию гармонично развитой личности.

 

Наталья Александровна ПОЛЮДОВА, «класс»ный друг и учитель начальных классов СГОШ № 307, г. Ташкент.