– С чего начался ваш путь к актёрской профессии?
– С детства я мечтала
стать певицей. В школьные годы участвовала в музыкальных конкурсах. Удача не
всегда была на моей стороне, но главное – я накапливала опыт. Хотя училась в
академическом лицее Ташкентского университета информационных технологий,
искусство всегда было ближе мне по духу. В 2014 году поступила в школу-студию драматического
искусства при Молодёжном театре Узбекистана. Два года мы учились под
руководством Вассы Васильевой: актёрское мастерство, сценическая речь,
движение, вокал, танец, основы театрального грима и многое другое. Уже во время
учёбы я начала играть в спектаклях. Моей первой ролью было Чудовище, и я с ней
успешно справилась. По окончании школы-студии меня приняли в труппу театра.
– Какие спектакли повлияли на ваше творческое
становление? Как готовитесь к новым ролям?
– Огромное значение
для меня имеют спектакли «Это я – Эдит Пиаф!» и «Девочка со спичками». В
последнем я играла Тёплого духа – это была моя первая роль в театре. Очень
необычный спектакль: в нём нет слов, всё выражается танцем и пластикой. Нужно
было раскрывать образ через движения, музыку, пантомиму – настоящий вызов и
прекрасная возможность открыть в себе новые грани.
В «Это я – Эдит
Пиаф!» я исполняла главную роль и пела песни на французском языке. Мне даже
пришлось заниматься с репетитором, чтобы правильно произносить текст.
Сейчас театр закрыт
на ремонт, и мы выступаем на временных площадках. Спектакли идут не в полном
репертуаре. Тем не менее, независимо от того, главная это роль или
второстепенная, подготовка всегда начинается с глубокого изучения персонажа. Я
ищу информацию, читаю литературу, стараюсь полностью вжиться в образ.
Существуют разные системы подготовки – Станиславского, Чехова и другие, и
каждый актёр выбирает то, что ближе именно ему.
– Вы преподаёте детям с расстройствами аутистического
спектра. Какие методы используете в работе?
– Я не
дипломированный педагог, и честно в этом признаюсь. Прежде чем начать
преподавание, изучала материалы по детской психологии и особенностям детей с
РАС. В своей работе применяю арт-терапевтические подходы: мы учимся выражать
чувства через образы, эмоции – через игру. Каждый ребёнок уникален, и к каждому
нужен индивидуальный подход.
– Помогает ли детям участие в театральных постановках?
– Безусловно. Через
театральные образы и сюжеты дети знакомятся с такими важными понятиями, как
доброта, справедливость, честность, дружба. Они учатся анализировать поступки
героев и применять эти уроки в жизни. Театр развивает речь, расширяет словарный
запас, улучшает дикцию. Регулярные репетиции и работа с текстами в этом очень
помогают. Кроме того, театральная деятельность снижает уровень тревожности,
помогает справляться с эмоциями, преодолевать страх сцены. Ребёнок начинает
чувствовать себя увереннее.
Недавно я была членом
жюри на международном конкурсе юных чтецов «Живая классика» и поразилась,
насколько искренни и эмоциональны дети, как они стараются. Конечно, нельзя
наградить всех, но, на мой взгляд, уже само участие – победа. Ребята читают
классику, выходят на сцену, и это огромный шаг.
– Что бы вы посоветовали начинающим актёрам?
– Если честно, я не
люблю давать советы. На мой взгляд, лучший учитель и режиссёр – сама жизнь.
Опыт приходит с ошибками. Сколько бы ни давали наставлений, молодость должна
пройти через свои преграды.
Мне нравятся наши молодые актёры: они смелые,
целеустремлённые, не боятся рисковать. Это и есть их преимущество: искренность,
страсть, желание экспериментировать. Пусть сохранят в себе этот внутренний
огонь, не теряют свежесть взгляда. И главное – не зазнавайтесь.
Беседовала Гульзайнаб ЗУЛХАЙДАРОВА, специально
для газеты «Класс!».
|